Забвению не подлежит

 



Великая Отечественная война – один из важнейших периодов истории России, который глобально изменил жизнь русского народа. Во многих произведениях раскрыты проблемы того тяжелого времени. Их значение состоит в том, чтобы не допустить забвения подвигов, совершенных бойцами, партизанами и людьми, трудившимися в тылу.

Сюжетная линия рассказа Владимира Богомолова «Иван» строится на истории из жизни командира батальона, старшего лейтенанта Гальцева. Одиннадцатилетний Иван был приведен в землянку Гальцева ночью, он был найден возле берега Днепра в одной мокрой рубашонке и в штанах, несмотря на октябрь-месяц. Мальчишка наотрез отказывался говорить что-либо о себе, сказав только свою фамилию. Иван требовал немедленно сообщить о нем в штаб, но эти требования никем не были восприняты всерьез. Вскоре приехал офицер разведштаба Холин, близкий товарищ Ивана Бондарева. Они уехали, оставшись незамеченными никем, кроме самого Гальцева. Вскоре разведчики вернулись на задание, которое заключалось в отправлении Ивана в качестве нищего мальчишки на другой берег Днепра, в тыл врагу. Старший лейтенант поплыл с ними, Холин вел себя по-отечески, всячески порываясь проводить Ивана, сберечь от опасности. Старшему лейтенанту и маленькому разведчику уже не суждено было встретиться вновь. Несколько лет спустя начались бои в Берлине, в которых капитан Гальцев принимал участие, находясь в оперативной группе. Невдалеке от полуразрушенного здания Гехайме-стаатс-полицай – здания государственной тайной полиции – были обнаружены различные дела, включая учетные карточки в особом порядке преследуемых русских людей. Один из таких документов содержал информацию о тринадцатилетнем разведчике Иване, который был казнен зимой 1943 года.

Рассказ В. Богомолова «Иван» заставляет задуматься об особом вкладе в победу над фашистами: о вкладе таких детей, как Иван Буслов, Бондарев среди разведчиков. В свои одиннадцать лет он пережил столько боли, сколько большинству бойцов было бы сложно представить. Он остался сиротой, потерял мать, прошел через лагерь смерти Тростянец, его полуторагодовалая сестренка умерла на его руках. В одном из диалогов Холина и Гальцева офицер упомянул: «Как рассказывает про лагерь или вспомнить отца – трясется весь. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть». Этот огонь презрения и ненависти к захватчикам никогда не перегорел бы в душе худого мальчика с серьезным не по годам выражением лица. Он являлся движущей силой участия парнишки в войне сначала как партизана, а потом и разведчика. Несмотря на малый возраст, Иван обладал самоотверженностью и бесстрашием. Он четко знал, что такое предательство, поэтому на любые вопросы, касавшиеся его деятельности, он отвечал молчаливым взглядом исподлобья. Старшее командование привязалось к мальчику, Иван должен был получить образование в суворовском училище, но сам Бондарев решил по-другому: после окончания операции в тылу врага Иван сбежал перед самым отъездом в училище. Как говорил подполковник Грязнов, «ненависть в нем не перекипела. И нет ему покоя…» Смысл жизни Иван Буслов видел в нескончаемой мести немцам за смерть семьи, за пережитую боль. На допросе длиной в 4 дня гордость маленького героя не была сломлена, он не пытался скрыть своего враждебного отношения к немецкой армии. Фашисты не смогли получить от Ивана какую-либо информацию о нем или о целях разведки, и он был расстрелян 25 декабря 1943 года.

Таким образом, история самопожертвования Ивана Буслова, ребенка из Гомельской области – одно из многих повествований о войне, напоминающее нам о том, что подвиги детей являются немногочисленными, но такими же значимыми, как и подвиги бойцов, готовых отдать жизнь за Родину. Каждая такая история является составляющей великой Победы русского народа над фашизмом.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

А. Грин "Победитель".

Эрих Мария Ремарк '' Триумфальная арка''.

Спектакль "Вафельное сердце", театр "Особняк"